Проблемы ценообразования в условиях рынка

Руководитель магистрской работы: Крапивницкая С.Н. Автор работы: Онопченко Е.В.



Введение

Адаптация экономики к рыночным условиям хозяйствования осуществляется небезболезненно.В подовляющем большинстве стран,где окончился или продолжаетсяпереходный период,наблюдаются такие явления в экономике как спад производства,розбаллансированность финансовой системы,высокие темпы инфляции.

Промежуточным результатом трансформационных процессов и условием производственной стабильности и дальнейшего экономического роста выступает финансовая стабилизация переходной экономики.Медленная динамика общего уровня цен как одно из проявлений финансовой стабильности создает благоприятные условия не только для успешного протекания экономических процессов в сфере производства,но также в монетарной и бюджетной сферах.Это обусловлено,во-первых,экономической природой цены,которая функционирует на грани товарного и финансового рынков и обеспечивает их взаимодействие.Во-вторых,длительный незначительный рост товарных цен является стимулом экономического подъема.В-третьих структура цены на микроуровне как соотношение прибыли изатрат отображает в агрегативном состоянии пропорции общественного воспроизводства и проектирует эффективность производства на макроуровень.

Конечно,цена как денежное выражение воплощенных в товаре затрат факторов производства поддается монетарному воздействию и целиком может быть объектом денежно-кредитного регулирования. Однако последнего часто оказывается недостаточно для поддержания ценовой стабильности.Поэтому одновременно с государственным регулированием достижение ценовой стабильности обеспечивается бесперебойностью действия рыночного механизма саморегулирования цен.

1 Регулирование цен как условие финансовой стабильности

Экономическая среда,которая в переходный период постепенно эволюционирует в направлении к рыночным условиям хозяйствования,водит в действие закон спроса и предложения,под воздействием которого формируются равновесные цены.

В современных условиях чистоконкурентных товарных рынков,гдеб на полную силу могло проявиться свободное ценообразование,почти не осталось.Воздействие на структуру отраслевых рынков и соответствующую ценовую ситуацию могут осуществить малые предприятия и кооперативы поизводственного направления.

Негативно действует на равновесное ценообразование такой феномен рыночной экономики как монопсония.НО помимо этого причины ценового разрыва кроются в высокой конкуренции производителей.

2 Методы ценообразования

2.1 Общая схема расчета цен

В зависимости от особенностей товара,размера и мощности предприятия,его цели,для расчета цены могут быть использованы различные методы.При выборе метода необходимо учитывать как внутренние ограничения,так и внешние.

Расчет цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности экономиста по ценам:

1.Установление целей и задач ценообразования.

2.Установление спроса.

3.Оценка затрат производства.

4.Анализ цен и качества товаров-конкурентов.

5.Выбор метода ценообразования.

6.Расчет отпускной цены.

7.Учет дополнительных факторов.

8.Установление конечной цены.

Все методы ценообразования могут быть объединены в три большие группы:затратные,рыночные и эконометрические.

2.2 Затратные методы ценообразования.

Установление уровня цен в условиях рынка состоит из нахождения такой цены,которая представляла бы собою оптимальный баланс между тем,что желал бы заплатить за товар покупатель и затратами предприятия при его производстве.Значение затрат при установлении цены не должно превышаться.

При расчете рыночной цены сейчас наиболее широко используются методы:

-метод,который базируется на установлении полных затрат,

метод,ориентированный на прямые затраты и в то же время учитывающий совокупность всех рыночных условий.

Перечисленные методы установления цены на основе затрат больше подходят для обоснования базисной цены.которая должна ответить на вопрос:можно или нет выходить с данным товаром на рынок, чем для установления конечной продажной цены.

2.3 Рыночные методы установления цены.

Некоторые специалисты считают,что уровень спроса может быть единственным фактором,который следует учитывать при установлении цены.В некоторых отраслях,где несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение полного контракта,используется метод "запечатанного конверта",или трендового ценообразования.

К рыночным методам формирования цены относится также метод установления цен,ориентированный на нахождение равновесия между затратами производства и состоянием рынка.

В тех случаях,когда затраты трудно измерить,можно использовать метод текущей цены.Использование этого метода наиболее привлекательно для тех предприятий,которые желают следовать за лидером.

Эконометрические методы.

Предприятия часто вынуждены проектировать и осваивать производство такой продукции,которая не заменяет ранее освоенную,а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд продукции.

Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских качеств с учетом нормативов затрат на единицу параметра.Такие методы получили название нормативно-параметрических.К их числу относятся следующие методы:

-метод удельных показателей,

-метод регрессионного анализа,

-балловый метод,

-агрегативный метод.

3 Государственное регулирование ценообразования в Украине.

Государственное регулирование ценообразования представляет собой деятельность государства,направленную на установление и сохранение того уровня цен,который бы обеспечивал рентабельную деятельность объектов хозяйствования,паритет цен различных отраслей народного хозяйства,реальность заработной платы.

Государственное регулирование цен-это не разовый акт установления уровня цен,их динамики и соотношения,а комплекс мер по активизации всех ценообразующих факторов.Согласно с Законом Украины "О ценах и ценообразовании"(ст.8)"Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:

-государственных фиксированных цен(тарифов),

-предельных уровней цен(тарифов)или предельных отклонений от государственных фиксированных цен(тарифов).

В случае чрезмерного роста цен,ранее выведенных из-под контроля по ре6шению Кабинета Министров Украины,исполнительных комитетов областных и городских советов,допускается временное возвращение к государственному регулированию цен и тарифов."

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 22.02.1995г.№135"Про положение про государственное регулирование цен на продукцию,товары народного потребления,работы и услуги монопольных образований относительно субъектов хозяйствования,как тех,которые включены в перечень.так и тех,которые нарушают требования антимонопольного законодательства.может быть введено государственное регулирование цен.

Заключение

Методы установления цен и ценообразование являются важным элементом для успешной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.Для установления удачной.правильной цены предпринимателям необходимо учитывать как экономическое состояние страны.так и собственное положение в нем,необходимо иметь ввиду какой спрос существует на товар.как государство влияет на ценообразование и многие другие факторы.